пчеловодство

Главная,Избранные 600 практических советов.Пчеловодство.Дмитриева Ульяна


Особенности кочевой пасеки.Дмитриева Ульяна

523. Один из методов увеличения производительности — перевозка семей на обильные медосборы, расположенные более или менее далеко от стационарной пасеки.

Целью перевозки пасеки на отдаленные медосборы может быть: 1) очередное использование медоносных растений, имеющихся в данной местности; 2) восполнение сборов стационарной пасеки в период отсутствия медосборов или после неудачных сборов более раннего взятка; 3) обеспечение развивающего медосбора осенью или весной для использования будущих медосборов на стационаре; 4) уменьшение конкурентной загущенности пасеки; 5) опыление сельскохозяйственных угодий.

Затраты и прибыль от кочевки в каждом из этих случаев будет иным, но шансов получить больше меда всегда будет больше. Реализация этих шансов зависит от: 1) количества и качества поездок; 2) разницы в медовых запасах между нестационарным местонахождением пасеки и местностями, куда отправится пасека; 3) приспособленности ульев и инвентаря к потребностям кочевой пасеки; 4) степени профессиональности пчеловода. Вывоз пасеки даже на один дополнительный медосбор уменьшает риск зависимости пасеки от капризов погоды. Ведь если пасека использует медосбор с двух-трех растений, то наверняка хотя бы один из них придется на период хорошей погоды. Даже если в какой-либо год рапсовый медосбор будет сведен к развивающему, он благоприятно повлияет на использование растений, зацветающих непосредственно после рапса. Не стоит забывать и о том, что вывоз даже части пасеки автоматически повышает медоносные ресурсы, приходящиеся в среднем на одну семью оставшейся на стационарном месте пасеки.

524. Интенсивной кочевой пасекой называется пасека, использующая три-четыре очередных медосбора. Такая перевозка дает увеличение производимого меда в два- три раза.

Кочевка не имеет экономического обоснования только в том случае, когда вблизи стационарной пасеки имеются растительные сообщества, дающие обильный медосбор с весны до осени. Перевозка пасеки на новое место, ее обслуживание и надзор связаны с определенными расходами. «Цена» перевозки колеблется, в зависимости от дальности перевозки и количества перевозимых ульев, и может составлять два—пять килограмма меда на семью. Если кочевка дает прибыль больше пяти-шести килограммов меда, значит, она окупается.

525. Отдельно следует поговорить о развивающих медосборах.

Их значение для будущих накоплений товарного меда, вообще говоря, недооценивается. А ведь естественные поступления нектара и пыльцы — идеальный способ подготовить семьи к использованию летнего или весеннего медосбора.

526. Важно, на какое расстояние возить пасеку. Недалекие «броски» выгоднее не только из-за меньшей стоимости перевозки, но и из-за более легкого дальнейшего обслуживания.

До недавнего времени бытовало мнение, что с расстояния менее четырех-пята километров пчелы возвращаются на старое место постоя пасеки. В последнее время доказано, что пчел можно без опаски вывозить даже на расстояние в один километр.

Чтобы пчелы не возвращались на старое место, перед вывозом следует накормить их жидким сиропом, а летковые отверстия забить мякиной или сечкой. Минимальное расстояние, на которое можно перевозить пчелы, определяется погодой и медосбором. В плохую погоду протяженность полетов пчел меньше. Поэтому если в течение одной-двух недель до перевозки холодно, ветрено, идет дождь, можно установить кочевую пасеку недалеко от стационарной. Кроме того, при переброске с заканчивающегося медосбора (например, рапсового) на следующий, такой же обильный, пчелы будут слишком заняты полетами за недалеким богатым взятком, чтобы возвращаться туда, где медосбора уже нет.

527. Максимально возможна отдаленность пасеки определяется расходами и техническими возможностями транспортировки.

Если расстояние большое, то в течение одной ночи трудно осуществить перевозку (так, чтобы можно было установить ульи на платформе вечером, после того, как все пчелы соберутся в улей, а утром, до восхода солнца, расставить их на новом месте). Все эти работы удается произвести вовремя, если пасека перевозится на расстояние до тридцати километров. Установку ульев на платформу можно произвести ночью, а перевозить пчел — на рассвете. Для людей такой распорядок не столь утомителен, а для пчел, вынужденных некоторое время просидеть взаперти, — совершенно безопасен.

Таким образом, выгоднее всего использовать достаточно близкие медосборы.

528. Эффективность кочевки зависит также от качества ульев и инвентаря, которыми располагает пчеловод.

Сколько времени уйдет на подготовку к поездке, «установку» и «распаковку» ульев, как расположатся ульи на платформе, насколько безопасен будет перевоз — вот составляющие успеха. Перевозка большой пасеки на платформе

529. Ульи для кочевой пасеки должны быть крепкими, плотными, без щелей и, по возможности, легкими.

Кроме того, они должны быть хорошо проветриваемыми, причем вентиляция должна действовать быстро. Снаружи ульи должны быть одинаковых размеров, без выступающих и подвижных частей, которые могли бы сломаться или потеряться при перевозке. Всяческие вкладки, крышки, вентиляционные рамы, надставки должны быть хорошо подогнаны и подходить к любому улью, чтобы не нужно было тратить времени на их подбор или метку.

530. Ульи должны быть достаточно объемными, чтобы в них могли содержаться очень сильные семьи и накапливаться большие запасы нектара.

Ведь пчеловод вывозит пасеку на хорошие медоносы, что предполагает высокие поступления нектара. Обязательно нужно иметь запас полноценных сотов, который понадобится, чтобы в срок расширять гнезда и медовые магазины. Это одно из важнейших условий правильной организации работы на кочевой пасеке и ее высокой производительности.

531. На передвижной пасеке должен иметься инвентарь, облегчающий перевоз пчел и работу в кочевых условиях.

Сюда входят: складные подставки под ульи, оснастка для вентиляции и закрепления рамок, дополнительные стамески, дымари, пульверизатор, роевня, запасные ульи, весы с защитным кожухом, фонарь, подручные столярные инструменты, а в случае, если пчеловод останется на пасеке — все необходимое для обеспечения его быта.

Обслуживание передвижной пасеки невозможно без хотя бы самого скромного помещения для пчеловода. Удобны передвижные бытовки, разборные домики и т. д., которые перевозят вместе с пасекой. На худой конец, можно обойтись обычной туристской палаткой.

532. И еще один из важнейших факторов успеха и окупаемости передвижной пасеки — профессионализм пчеловода.

Кочевая пасека создает ряд дополнительных трудностей, связанных с приготовлением пчел к интенсивной работе, нередко очень ранних или поздних по отношению к традиционному летнему медосбору.

Еще более сложно использовать несколько растений подряд: для этого пасека должна находиться в полной готовности в течение всего сезона. Приходится сочетать интенсивную эксплуатацию пчел с обеспечением нормальной зимовки и периодов развития, а часто также с воспитанием маток. К этому добавляется риск, связанный с транспортировкой пчел: безопасность ее зависит прежде всего от знаний и опыта пчеловода.

На новых территориях увеличивается опасность заболеваний, причем инфекция тем опаснее для пчел, чем напряженнее они работают, так как изношенный организм более восприимчив к болезням. Сама организация работ на кочевой пасеке более сложна и требует от пчеловода умения приспособиться всякий раз к новым условиям. Если у вас нет опыта самостоятельной работы с передвижной пасекой, рекомендуется в течение 1—2 лет поработать с опытным «кочевщиком», чтобы приобрести необходимые навыки.

533. Вывозятся только семьи, готовые к максимальным сборам, сильные, с хорошими матками, которым обеспечены наилучшие условия размножения.

Семье, которая должна интенсивно развиваться в течение всего сезона и постоянно восполнять отряд сборщиц, должно всегда хватать меда и пыльцы: в семье постоянно должно находиться четыре-пять килограммов, меда и две соторамки перги. Возможные нехватки нужно сразу же восполнять. Комплексный подход к передвижной пасеке облегчает выбор подходящих методов хозяйствования. На кочевой пасеке, как и на стационарной, нужно применять оговоренные выше способы увеличения силы семей и их подготовки к сборам.

534. Кочевая пасека должна быть абсолютно здорова, правила гигиены и санитарии должны неукоснительно соблюдаться.

Перевозка больных семей не только бесполезна для пчеловода, но и грозит заражением новых территорий. Пчеловод-«кочевник» должен располагать свидетельством о том, что пасека здорова, выданным участковым (районным) ветеринаром, а в случае перевозки пчел на территорию другой области — разрешением, выданным ветеринарной службой данной области.

535. На выбранной территории должны быть большие массивы медоносных растений.

Если есть выбор между территорией с одним видом медоносов и местностью, где различные медоносы цветут один за другим, нужно, разумеется, предпочесть второй вариант, поскольку одна переброска пасеки обеспечит более длительный медосбор.

Всегда следует выбирать более плотный массив, лучше обрабатываемый, менее засоренный неценными для пчеловодства растениями. Чем лучше состояние растений, тем больше ульев можно разместить на данной территории. Количество ульев, которое можно установить, определяется величиной массива растений. Существуют международные нормы минимального обеспечения пчелиными семьями различных видов растений, выращиваемых на семена, необходимые для обеспечения нормальной урожайности.

536. Размещая ульи, следует помнить, что рядом могут находиться конкурентные пасеки (каковыми считаются все пасеки в радиусе трех километров от облюбованного вами места).

В некоторых странах (Германия, Чехия, Словакия) размещение передвижных пасек контролируется пчеловодческими союзами. Чтобы избежать недоразумений, все сопряженные с перевозкой формальности улаживают загодя (ветеринарное разрешение, договор с владельцем плантации и т. д.).

Пасеку размещают так, чтобы к ней можно было подъехать для периодического контроля, а также для последующей перевозки «домой».

537. Вблизи пасеки должен находиться источник чистой воды — для потребления пчелами, мытья рук и емкостей, обрызгивания роев, а при надобности и для кухонных нужд пчеловода.

Хорошо, если точок располагается в защищенном от ветра и умеренно затененном месте, хотя важнее, конечно, установить ульи ближе к медоносам. Если нет естественной тени, крыши ульев в жаркие дни притемняют скошенной травой, ветками и т. д. Это обеспечивает пчелам лучшие условия для работы, чем если бы они летали из притененного, но отдаленного от взятка точка. Известно, что пчелы, находящиеся непосредственно у массива, приносят почти в два раза больше нектара ежедневно, чем те, которые летают к медосборам с расстояния в 600 метров. Поилка или натуральный источник воды должны находиться поблизости от пасеки.

538. Ульи нужно расставить так, чтобы пчелы не могли заблудиться и не путались.

Пчелы, летающие на один массив, имеют почти одинаковые запахи и легче принимаются в чужих семьях. Кроме того, во время резкого ухудшения погоды, при порывистом ветре сборщицы охотно приземляются на ближайших летках и подсиливают тем самым семьи крайних ульев, порой массово.

На гречишном медосборе велика опасность воровства: во второй половине дня гречиха очень слабо выделяет нектар, а сильный запах гречишного меда влечет пчел в чужие ульи. Здесь расстояние между ульями должно быть не меньше трех метров, а летки должны располагаться так, чтобы пчелы из более отдаленных семей не могли сесть на летки ближайших к массиву ульев. Покраска ульев в разные цвета, одиночные деревья, кусты облегчают пчелам ориентацию.

539. Ульи размещают так, чтобы обеспечить примерно одинаковый облет всех участков массива. Если поле величиной десять—пятнадцать гектаров, ульи можно расставить с одной его стороны.

Площадь в несколько десятков гектаров будет использована лучше, если пасеку разбить на несколько групп или разместить в центре плантации. Это особенно важно, когда используется массив рапса или вереска, то есть растений, цветущих в период, как правило, не весьма благоприятных атмосферных условий, ограничивающих протяженность полетов и являющихся частой причиной гибели сборщиц.

540. Подготовка пасеки к перевозке зависит от типа ульев, силы семей, расстояния до кочевья, состояния дороги, погоды, вида транспорта и т. д. Нужно хорошо знать основные принципы безопасной перевозки пчел, чтобы, в зависимости от обстоятельств, приспособиться к существующим условиям.

Самое важное — обеспечить пчелам вентиляцию и возможность, в случае перегрева улья, передвинуться в свободное пространство.

541. Перед перевозкой из ульев нужно вынуть из улья все, что грозит оборваться от по вышенной температуры, тряски или под тяжестью скопившихся пчел.

Это касается тяжелых сотов с медом (свыше половины сота запечатанного меда), незастроенной вощины и очень светлых сотов в рамках без проволоки. Оборвавшиеся соты губят пчел при каждом толчке машины.

Подобную опасность представляют все соты, маты, разделительные доски, если только на время передвижения не укрепить их так, чтобы не выскакивали из пазов и не соприкасались с другими поверхностями. Это особенно касается ульев с большой рамкой, где нужно либо набивать специальные листы безопасности, либо обеспечить неподвижность рамок, вбивая клинышки между верхними планками. Рамки меньшего формата менее опасны в этом отношении (особенно гоффмановские).

Кроме того, нужно убрать все подвижные и выступающие наружу части улья, которые могут беспокоить пчел в дороге стуком, ломаться, теряться, повреждать соседние ульи, затруднять установку ульев на машину.

542. Объем улья увеличивается по мере роста силы семьи и температуры воздуха.

Ранней весной гнезда в лежаках достаточно дополнить вощиной, а к стоякам добавить надставки. Летом, а в случае теплой весны и сильных семей, уже при вывозе пасеки на рапс нужно образовывать для пчел добавочное пространство под крышей (6—10 куб. дм или больше для очень сильных семей). В нем свободно помещается два—четыре килограмма пчел. Свободное место получают, убирая четыре-пять межрамочных прокладок над медовым магазином, а в исключительно сильных семьях убирают еще одну-две прокладки над гнездом. Взамен вынутых прокладок вставляют специальные клинышки, которые удерживают рамки в стационарном положении.

В ульях о гоффмановской рамкой клинышки не нужны, а там, где используется холщовый потолочек, его отворачивают только на определенных улочках.

Если у вас ульи с очень маленьким подпотолочным пространством, то при летней перевозке на них обязательно ставят надставку или специальную рамку.

Самым сильным семьям, особенно если они перевозятся в теплые ночи, неплохо вбрызнуть на какую-либо из крайних соторамок немного воды, которая обеспечит пчелам охлаждение гнезда. Через большой леток на дно улья можно засунуть мокрый холст. Некоторые пчеловоды вместо холста пользуются насыщенным водой мхом или мокрой мятой бумагой, которыми закрывают леток.

543. Кроме увеличения объема улья, следует позаботиться об обмене воздуха. Тряска во время погрузки и перевозки, полная изоляция в улье очень сильно беспокоят пчел и ускоряют обмен веществ, значительно увеличивают потребность в кислороде.

Наилучшие условия обмена использованного воздуха дает специальная сеточная рама, которую накладывают на верх улья. В то же время вполне достаточно прорезать окошки в крыше, которые затем затягивают сеткой, или узкие щели в верхней части стен, через которые может проходить воздух, но не пчелы. Из-под крыши вынимают утепление; межрамочные прокладки, саму крышу (которая должна, конечно, быть плотной, без щелей) укрепляют.

544. Многие пчеловоды используют на своих пасеках боковую, нижнюю, летковую и другие виды вентиляции.

Летковая вентиляция непрактична, так как пчелы, стремясь выбраться наружу, могут полностью забить прикрытое сеткой отверстие и перекрыть доступ воздуха.

В то же время разнообразные вкладки, предотвращающие скопление пчел у летка, трудны в использовании. Сетчатые рамы, накладываемые на леток и часть передней стенки улья дороги и занимают при транспортировке лишнее место. Но вентиляцию они обеспечивают очень хорошую.

545. Итак, вентиляционные устройства улья должны:

1) обеспечивать достаточно большое поступление воздуха;

2) быть легкими, несложными в применении и быстродействующими;

3) быть дешевыми и выпускаться серийно;

4) не занимать дополнительного места при транспортировке;

5) не требовать складирования на кочевой пасеке.

546. Все работы, связанные с приготовлением семьи к транспортировке нужно выполнять днем , сразу перед планируемым выездом.

В последнюю очередь закрывают летки.

Наиболее удобна (и не раздражают пчел) щеколда для закрывания летковых отверстий, укрепленная на шарнирах. Однако к этой операции приступают непосредственно перед погрузкой ульев на платформу. Заранее можно лишь вынуть летковые вкладки.

В ульях летковая вентиляция, ее устраивают также перед самой погрузкой.

Некоторые пчеловоды забивают летковые отверстия планками. Это удобно для пчеловода, но очень раздражает пчел. А ведь любое беспокойство стоит пчелам много энергии; сильно раздраженные пчелы в течение нескольких дней не могут нормально работать. Они больше жалят, мешая и пчеловоду.

547. Если пчелы сидят вне улья, а улей нужно закрывать, их загоняют вовнутрь, распыляя воду.

Дым пчел раздражает, заставляет набирать мед в зобики и дополнительно проветривать улей, что перед путешествием нежелательно.

548. Перевозка ульев с открытыми летками наиболее безопасна для пчел и не требует никаких трудозатрат от пчеловода.

549. Перевозка пасеки осуществляется, как правило, ночью, так как ночью температура ниже, и пчелы не стремятся к вентиляционным сеткам.

Но открывать летки на новом месте нужно с рассветом. Если открыть их ночью, пчелы, растревоженные переездом, выскакивают из улья и гибнут, не находя обратной дороги в улей. Помимо этого, в темноте трудно оценить, насколько успешно прошла перевозка. Если предстоит небольшой переезд, то лучше погрузить пчел на заре, с тем, чтобы прибыть на место с восходом солнца. В дальнюю дорогу, соответственно, нужно выезжать раньше. Переезд в утренние часы облегчает работу: разгрузку, расстановку ульев, открывание летков, осмотры, мелкий текущий ремонт, ликвидацию дорожной вентиляции и т. д.

550. Самое удобное средство транспорта — грузовой автомобиль, а на более близкие расстояния и на худших дорогах — трактор с прицепом.

Не стоит нанимать огромный автомобиль, если ульев немного (дорого, больше тряски). На 3,5-тонном транспортном прицепе помещается двадцать—тридцать ульев. Если расстояние до нового места больше пятидесяти километров, трактор, с его малой скоростью, для перевозки не подходит.

Многие пчеловоды перевозят пасеку на двухколесном прицепе к личному легковому автомобилю, куда помещается десять—двенадцать легких ульев. Такой прицеп, снабженный палаткой или специальным навесом, можно попользовать для откачки меда.