Главная,Избранные 600 практических советов.Пчеловодство.Дмитриева Ульяна
Язык пчел.Дмитриева Ульяна
54. Теперь в какой-то степени уже расшифрован
сложный язык медоносных пчел. Это
язык звуков, жестов, запахов.
Они издают звуки и ультразвуки и способны их
воспринимать, реагируя на них.
Однотонный, глухой шум, доносящийся из улья,
свидетельствует о том, что в семье все нормально.
Возбужденные, озлобленные пчелы гудят
громче и резче. Разрозненный, нескладный шум,
из которого то в одной, то в другой стороне гнезда
выделяются жалобные, попискивающие голоса,
свидетельствует о том, что семья потеряла
матку.
55. Исключительно важную роль в жизни сообщества
медоносных пчел играет и так называемый
химический язык — запахи.
Само гнездо пчел переполнено ароматическими
веществами. Нектар и цветочная пыльна самых
разных растений, прополис березы, тополя, осины,
воск, гормональные выделения матки, пчел и
расплода — все это создает неповторимый запах
улья. Этот запах — пароль, особый для каждой
семьи, служит пропуском в жилище, который
предъявляют прилетающие домой пчелы.
Гормональные выделения кожных желез матки,
которые разносятся пчелами по гнезду, активизируют
жизнедеятельность семьи и организуют ее.
Стоит матке потеряться, как сработает сигнал
бедствия, и семья приходит в сильное возбуждение
и расстройство..
По феромонам личинок во тьме улья пчелы безошибочно
узнают их возраст и потребность в соответствующей
их организму пище.
Запахи, таким образом, управляют поведением
медоносных пчел, обеспечивают жизнедеятельность
семьи, как единого, самостоятельного биологического
организма.
56. Важнейшее средство общения между пчелами
— особые телодвижения на сотах, так
называемые танцы.
Известно, что этими сигналами пчелы-танцовщицы сообщают об открытии нового богатого источника
пыльцы или нектара, о найденном для роя
новом жилище, о времени выхода роя и т. д.
Известно два вида танцев — круговой и виляющий.
В танце содержатся сообщения о расстоянии
до взятка и направлении полета.
Перед началом кругового танца пчела освобождается
от нектара, а затем начинает описывать не- '
большие круги на том месте сота, где до этого
сидела. Она постоянно меняет направление движения,
поворачиваясь направо и налево. Двигаясь
то в одну, то в другую сторону в самой гуще пчел,
пчела описывает один-два круга, вовлекая в танец
других насекомых. Постепенно за танцовщицей
движется уже целый хоровод. Такое кружение может
длиться от нескольких секунд до минуты, после
чего танцовщица внезапно прекращает его,
чтобы начать танцевать в другом месте сотов. Затем
она направляется к выходу, летит к месту
корма и, вернувшись с грузом, повторяет свой
танец.
Не менее важен в жизни пчел и виляющий танец.
Пчела делает небольшой полукруг, пробегая по
соту, а затем резко возвращается назад и бежит
по прямой к исходной точке. Второй полукруг пчела
делает в обратном направлении, дополняя первое
движение до полного круга. После этого пчела
делает несколько таких полукругов в одну и
другую сторону. Все время танца она производит
быстрые виляющие движения брюшком, которые
и дали название танцу.
Пчелы, наблюдающие за танцем, постоянно касаются
танцовщиц своими усиками — обнюхивают,
запоминая аромат тех растений, на которых танцовщицы
собирали нектар. Уяснив из танца, где
находится взяток и насколько он велик, они выле-
тают из улья, отыскивают взяток и при возвраще-
нии тоже начинают танцевать, вербуя для сбора
меда все новые и новые группы пчел.