ПЧЕЛИНАЯ СЕМЬЯ В.Г.Кашковский
Пчелиная семья—это своеобразная живая система,
подобная организму высших животных. В ее состав
входит гнездо, плодная матка, рабочие пчелы всех возастов, в активный период сезона — трутни и разновозрастной пчелиный и трутневый расплод. Все члены семьи зависят друг от друга во все периоды жизни. Взаимозависимость особей, их родственное происхождение
обеспечивают нормальный общий обмен веществ, успешное существование семьи и процветание вида в условиях среды обитания.
Рассматривая пчелиную семью как биологическую
единицу, необходимо отметить, что гнездо пчел, каждая
пчелиная и трутневая особь, матка, расплод выполняют
работу, направленную на сохранение и развитие семьи
в целом независимо от того, в какой степени это полезно, вредно или даже смертельно для отдельной особи.
Нормальная жизнь и работа пчелиной семьи возможна
только при совместной жизни всех перечисленных особей в одном гнезде. Ни матка, ни трутни, ни пчелы не
могут жить и размножаться без семьи. Семья как биологическая и хозяйственная единица может жить долгие годы (до бесконечности) благодаря тому, что члены
ее непрерывно заменяются, за исключением зимнего
периода.
Большая часть жизни каждой особи проходит на сотах
гнезда. Пчелиная семья поддерживает в гнезде нужную
температуру и влажность воздуха, а матка откладывает
яйца. Без гнезда невозможно вырастить пчел,трутней, матку, заготовить и сохранить корм.В естественных условиях по гнезду можноопределить возраст семьи. В старом гнезде
нарождаются мелкие пчелы,
которые менеетрудоспособны и долгвечны. В естественных условиях, когда пчелиная семья живет в дупле или норе, в очень
старом гнезде, она гиб нет. Без гнезда пчелиной семьи нет, есть рой—зародыш, или основа, будущей семьи.
В пчелиной семье иногда бывает до
100 тыс. пчел, и все они
связаны между собой общей формой поведения, которая
обусловливается общим обменом веществ через корм,
феромоны, звуковые сигналы, через температуру и влажность воздуха в гнезде. Каждый член семьи в определенный момент выполняет только ту работу, которая необходима для нормального функционирования семьи в целом. Возможности пчел к той или иной работе зависят
от возраста и их физиологического состояния.
Жизнь рабочей пчелы от рождения и до смерти можно разделить на три периода. В первый период жизни
пчела работает только внутри улья и называется ульевой пчелой. Этот период длится с рождения и до 10
дней жизни. В первые три дня после рождения она малоподвижна и даже не может взять корм из ячейки, ее
с язычка кормят старшие сестры. Такая пчела заползает для отдыха в ячейку и как бы в благодарность за
заботу вылизывает ее. Если молодые пчелы не вылижут
ячейку, то матка не отложит в нее яйцо. Когда вылизанных ячеек мало, матка ходит по соту в поисках готовой ячейки и часто теряет яйца, которые падают на
дно улья. Эти же пчелы все время сидят на расплоде
и предохраняют его от охлаждения.
На четвертый день пчела первый раз вылетает из
улья. Полет длится несколько минут, иногда даже секунд. Она запоминает окраску жилья (улья) и очищает
кишечник. С этого времени она вылетает ежедневно, и
с каждым разом полеты становятся длиннее и дольше.
Во время полетов у пчелы укрепляются мышцы, кроме
того, она запоминает окрестности пасеки.
С первого вылета пчела сама берет мед из ячеек, хотя по-прежнему не упускает возможности получать корм
от других рабочих пчел. Часто и помногу ест пыльцу
(особенно до 10-дневного возраста), которую берет из
запасов в гнезде. Пыльца необходима ей для развития
верхнечелюстных желез (гипофарингеальных). В это
время она кормит личинок старшего возраста кашицеймед, разбавленный водой и смешанный с пыльцой, или
нектар с пыльцой. Как только ее верхнечелюстные железы начнут функционировать (примерно с 5-го до 10-го
дня после рождения), она прекращает выкармливать
личинок старшего возраста и принимается за кормление
личинок младшего возраста. С этого времени пчела становится кормилицей. Она кормит молочком первые три
дня личинок рабочих пчел, трутней и пять дней — маточную личинку, которой дает корм с запасом, чтобы
она могла питаться во время прядения кокона.
Воспитывают личинок пчелы-кормилицы. Для выращивания одной-единственной личинки ухаживающим за
ней пчелам приходится заглядывать в ячейку две-три
тысячи раз (по мнению некоторых авторов—даже до
шести тысяч раз и более). Одна пчела-кормилица может
выкормить только две-три личинки, однако это не значит, что определенная пчела кормит определенную ли-
чинку. Каждую личинку кормят сотни пчел.
К концу ульевого периода, приблизительно на 10-й
день, пчела летает уже по 10—15 мин и хорошо запоминает за это время место. В дальнейшем ориентировочные полеты она совершает ежедневно, поэтому у нее
появляются обязанности, связанные с пребыванием вне
улья, то есть наступает второй период ее жизни. В этот
период у пчел прекращается выделение молочка и начинается выделение воска, поэтому с 10—12-го дня по
20-й день они строят соты. Кроме того, они принимают
от летных пчел нектар и перерабатывают его в мед,
уплотняют принесенные и сброшенные в ячейки обножки,
поддерживают чистоту в ульях, подбирают на дне мусор, мертвых пчел, трутней, выносят и бросают их подальше от улья, иногда на расстояние до 100 м; охраняют гнездо, то есть сторожат у летка, и участвуют
в регулировании температуры гнезда: когда холодногреют, когда жарко—охлаждают.
С 20-го дня после рождения наступает третий период
жизни рабочей пчелы, она становится сборщицей. Пчела
вылетает за взятком, ищет и приносит нектар и пыльцу
цветков. В плохую погоду пчелы-сборщицы не вылетают
из улья. Ничего не делая, они пережидают непогоду.
Связь всех особей семьи осуществляется через маточное вещество, «общественный желудок и общественный
мозг». За сутки пчела передает что-либо другим пчелам или получает от них не менее 25 раз. Во время передачи пищи пчелы передают друг другу и маточное
вещество, которое выделяет матка верхнечелюстными
железами. В общем обмене веществ участвует и пчелиный расплод. Когда пчела дает личинке корм, то облизывает ее, получая феромон, действующий как феромон
матки. Маточное вещество и выделения личинок действуют на рабочих пчел как временные стерилизаторы.
Пока пчелы получают эти вещества, у них не функционируют яичники. При отсутствии маточного вещества пчелы закладывают маточники и выводят себе новую матку, а при отсутствии еще и расплодного вещества
пчелы начинают кормить друг друга молочком, у них
начинают функционировать яичники, и они становятся
трутовками.
Разделение функций между особями (матка только
кладет яйца; рабочие пчелы собирают корм, охраняют
гнездо и выполняют все воспитательные функции; трутни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом
балансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье
все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку. В процессе естественного отбора у особей выработались признаки, ценные для семьи, но часто смертельные для самой особи. Например, охранница жалит врага
и гибнет, так как не может извлечь из кожи врага жало.
Она вырывает его вместе с частью внутренностей брюшка и через некоторое время умирает из-за потери крови.
Но в теле врага остается один нервный узел, который
управляет действием жала, ядовитые железы, связь с
которыми не нарушается, и яд накачивается в ранку,
продолжая разить врага. Чтобы пчела «жертвовала»
собой ради семьи, она лишена страха и боли. Семье,
состоящей из 40—100 тыс. пчел, гибель нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба, и семья
продолжает жить.
Каждая особь играет определенную роль в обмене
веществ, в размножении и формировании наследственности. Например, матка и трутни производят половые
клетки—зародыши новых членов семьи. Рабочие пчелы участвуют в формировании наследственности через
вырабатываемое ими молочко, идущее на построение
питательных веществ яиц, откладываемых маткой, а также на питание молодых личинок.
Опытами А. С. Михайлова, А. Ф. Губина и И. А. Халифмана доказано, что пчелы-кормилицы передают воспитываемому потомству наследственные признаки через
молочко. Эти опыты, повторенные В. И. Шиняевой,
Н. И. Дубровенко, О. И. Авдеевой, подтвердили первоначальные выводы. А. Н. Мельниченко установил, что
пчелы-кормилицы влияют на формирование породы у
трутней и маток и что это влияние сказывается во втором
и третьем поколениях. И. Вавилов нашел в молочке
пчел-кормилиц наследственное вещество ДНК. На XXIII
Международном конгрессе по пчеловодству в Москве
В. Энгельс (ФРГ) рассказал о своих опытах с мечеными атомами. Он установил, что протеин желтка формируется целиком в организме пчел и что матка получает его в готовом виде. Таким образом, выводы советских ученых были подтверждены открытием В. Энгельса.
Пчелиная семья размножается путем роения. При
подготовке к роению она закладывает маточники, воспитывает будущую матку—основу семьи. При нарушении
биологической целостности семьи роение может не состояться.
Семьи отличаются друг от друга манерой строить
соты, количеством собираемого прополиса и выделяемого воска, характером работы на цветках, ройливостью,
устойчивостью к болезням, поедаемостью корма во время зимовки. Знание индивидуальных особенностей
пчелиных семей необходимо пчеловоду для ведения
племенной работы. Например, на пасеке, специализирующейся на опылении сельскохозяйственных культур,
племенную работу надо вести с семьями, легко поддающимися дрессировке, так как одни семьи легко
дрессируются, другие с трудом, третьи вообще не поддаются дрессировке.
Семьи по-разному принимают чужих маток, к одним
их можно легко подсадить, к другим—почти невозможно. Интересны семейные отличия при подготовке к роению. Есть семьи, которые в этот период прекращают
отстраивать соты, но собирают нектар, другие строят
соты и собирают нектар, а некоторые не делают ни того, ни другого.
Несмотря на то, что в пчелиной семье нет системы
кровообращения, которая разносила бы питательные
вещества по всему организму, пища все же равномерно
и быстро распределяется между членами всей семьи.